Валерий Грушев: Преимущества управления корпоративными знаниями
Важнейшим компонентом деятельности любой современной компании является управление знаниями. Менеджмент знаний формализует и эффективно использует интеллектуальный капитал компании, поддерживает процесс работы с клиентом и, таким образом, приводит к большей удовлетворенности последнего. По существу, управление знаниями включает сбор, организацию и хранение знаний и опыта разработчиков программ и проектных групп, а также распространение данных сведений в рамках компании.. Самой большой проблемой при создании корпоративной системы управления знаниями является не отсутствие тех или иных технологий, а проблема мотивации нужных людей. К примеру, разработка и запуск платформы для управления знаниями для кодирования и передачи проектного опыта не представляет особых трудностей. Проблема состоит в создании и поддержке корпоративной культуры, ведь именно она стимулирует (но не заставляет) людей обмениваться знаниями и опытом. Таким образом, не стоит переоценивать техническую сторону управления знаниями. Гораздо более важным компонентом является активная позиция по отношению к развитию корпоративной культуры, которая действительно способствует обмену накопленными знаниями. Начиная работать в SaM Solutions, мы имели дело с практическими вопросами, объединяющими людей в одну команду, – к примеру, с проведением корпоративных семинаров и круглых столов на темы, непосредственно связанные с деятельностью наших программных разработчиков и которые они в дальнейшем могли использовать в своей проектной работе. Примерами подобных вопросов являются безопасность приложений, управление ролевым доступом, современные технические средства разработки веб-приложений, системы управления изменениями и отслеживания ошибок и т.д. К тому же, одной из важных применяемых компанией практик является система «займа» экспертов. Если проектной команде необходимо решить проблему, а в компании есть предметный специалист, который уже занимался этим вопросом в прошлом, мы сводим стороны за круглым столом, где эксперт сможет быстро поделиться своим опытом. Подобные вещи чрезвычайно важны, так как они на самом деле сближают людей и заставляют их чувствовать себя частью компании. Специалисты из разных проектных команд осознают, что в случае необходимости они могут получить нашу помощь в решении проектных вопросов. Безусловно, важным достоинством любой компании является наличие формальных процедур и процессов для управления корпоративными знаниями, но даже если они существуют и функционируют, нельзя быть уверенным в том, что специалисты компании будут сотрудничать и активно делиться своими знаниями, если они не имеют стимула делать это и не осознают важность данного процесса. Таким образом, корпоративная культура действительно представляет собой основу эффективного управления корпоративными знаниями. Для того чтобы поддержать процесс управления знаниями с технической точки зрения, мы начали автоматизировать уже существующие в компании бизнес-процессы, – к примеру, рабочие встречи и семинары. У нас уже имелся корпоративный портал, базирующийся на технологии SharePoint, и в его рамках мы создали Центр управления корпоративным опытом, позволяющий обеспечить непрерывный процесс управления рабочими встречами, семинарами и электронными информационными источниками. Сотрудники используют данную систему для того, чтобы назначать новые рабочие встречи, обмениваться мнениями и иметь доступ к дополнительным материалам семинаров и ИТ-книгам по соответствующей тематике. Другим широко применяемым в компании технологическим решением является веб-приложение по управлению человеческими ресурсами и их компетенциями. Решение поддерживает построение карт компетенций, включающих предыдущий трудовой стаж сотрудника, его технические и языковые навыки, опыт проектной работы в компании, включая подробный технологический профиль, историю обучения и повышения квалификации и др. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции и постоянно изменяющегося ИТ-ландшафта управление знаниями становится критическим фактором успеха для любой компании, в особенности, оказывающей услуги в сфере информационных технологий. Благодаря накоплению проектного опыта и обмену профессиональными знаниями и навыками наших ведущих специалистов мы можем предложить нашим клиентам дополнительные преимущества высокой эффективности разработок и лучшего качества итогового программного продукта. Иными словами, как показывает шестнадцатилетний опыт, налаженный процесс управления знаниями в SaM приводит к большей удовлетворенности клиента, а следовательно, к успеху компании на международном рынке. Валерий Грушев Заместитель директора по производству, SaM Solutions Belarus